Жак Бернар Джекки Икс (родившийся 1 января 1945 в Брюсселе) бельгийский бывший гонщик, который выиграл очень престижные 24 часа Ле-Мана шесть раз, достиг восьми побед и 25 концов подиума в Формуле Один, выиграл Банку — Чемпионат Am в 1979 и является бывшим победителем ралли «Париж-Дакар».
Ранняя гоночная карьера
Жаки Икс был представлен спорту, когда он был взят его отцом, проехав журналиста Жака Икса, к гонкам, которые он покрыл. Несмотря на эти семейные традиции, Джекки ограничил интерес к спорту, пока его отец не купил его 50 cc мотоциклов Zündapp. Скоро впоследствии Икс выиграл 8 из 13 гонок в первый сезон и европейских 50 cc названий испытаний. Он взял еще два названия, прежде чем он переместил в гонки Лотоса Кортину в гонках на гоночных автомобилях, взятии его национального чемпионата по езде на седанах в 1965, а также завоевании Спа гонка 24 Часов в 1966, ведя BMW 2000TI. Он также конкурировал в гонках на спортивных автомобилях, где у него уже был значительный опыт от принятия участия в 1000-километровых гонках в Nürburgring.
Формула Один
Икс вошел в своего первого Гран-При в Nürburgring в 1966, ведя Формулу одного литра Matra MS5-Cosworth Двумя автомобилями (F2), введенными Кеном Тирреллом. Однако столкновение первого круга с Джоном Тейлором заставило оба автомобиля удаляться, и Тейлор позже умер в результате ожогов, полученных в несчастном случае. В 1967 Икс снова ездил в Нюрбургринге, с F2 Matra MS7-Cosworth 1.6 литра, также введенные Тирреллом. Несмотря на большую власть Формулы Один (F1) автомобили, только два водителя F1 готовились с более быстрым временем, чем Икс: Денни Хьюм и Джим Кларк. Поскольку Икс мчался в отдельном классе F2, он начал гонку позади всех автомобилей F1, но в пределах четырех кругов 28-километровой схемы он был до пятого места, обогнав 12 автомобилей F1. Он был вынужден удалиться после 12 кругов со сломанной передней подвеской, но установить самые быстрые колени бегунов F2.
В Монце в 1967, он сделал свой дебют F1 в T81B-Мазерати Бондаря, закончив шестой, несмотря на страдание прокола на последнем круге. он также ездил для Бондаря на Гран-При Соединенных Штатов в Уоткинз-Глене, но удалился на круге 45 с перегреванием.
Другие гонки
Икс также co-drove к победе с Алланом Моффатом в 1977 Hardie-Ferodo 1000 в Австралии, становясь последним дебютантом, который выиграет гонки до 2011, когда Ник Перкэт соответствовал этому подвигу, бывшему партнером в два раза победитель Гарт Тандр, стал чемпионом Банки — Am в 1979 и выиграл Ралли Paris-Dakar в 1983 в Mercedes-Benz G-Class. [8] победа в Батерсте 1000 была в Гоночном автомобиле Ford XC Falcon Group C, произведенном в Австралии с ограниченными модификациями для гонок. После только дневная практика в автомобиле он никогда не ездил, прежде чем он делал времена коленей то же самое или более быстрый, чем водители, которые не вели ничто иное и кто был знаком со схемой.
В 1979, в недавно рожденной заново Банке — ряд Am для переуплотненных покрытых автомобилей Формулы 5000 колеса, Икс выиграл у сильной оппозиции от Кеке Росберга, Эллиота Форбса-Робинсона и Бобби Рэйхола. Неоперившийся юнец Формулы Один Росберг вел свой автомобиль Am Банки со свирепостью, но часто уходил дорога, пытающаяся соответствовать темпу Икса, который выиграл ряд решительно на финале сезона в Риверсайде. В предыдущие выходные, на опасной и холмистой трассе Laguna Seca под Монтереем, Икс выбрал мчаться консервативно вместо того, чтобы следовать за лидерами Форбсом-Робинсоном и Росбергом, но фильм гонки указывает на зверскую природу этого покойного поколения гонок Am Банки. Икс не возвращался, чтобы защитить его титул следующий сезон.
Один из его другого Ле-Мана, которым были 24-часовые победы в неведущей способности, когда он консультировался для команд Oreca, которые управляли Mazda 787B для Mazdaspeed в 1991. Икс был также отобран, чтобы участвовать в выпусках 1978 и 1984 годов Международной Гонки Чемпионов.
Хотя он никогда не вел серийный автомобиль прежде, Икс был введен, чтобы мчаться в 1969 Daytona 500 в автомобиле, принадлежавшем Жуниору Джонсону. За несколько дней до гонки, Икс разбил автомобиль во время практики, и хотя он не был ранен, автомобиль был поврежден вне ремонта. Единственный резервный автомобиль команды был необходим возможному победителю LeeRoy Yarbrough гонки, таким образом, у Икса не было возможности мчаться.
После того, как он удалился со своей профессиональной гоночной карьеры, он продолжал конкурировать на ралли «Париж-Дакар», даже конкурирующем с дочерью Ваниной в последние годы. В наше время он появляется на исторических событиях как водитель, таких как Фестиваль Гудвуда Скорости и Монтерея Historics, обычно от имени Порше и Феррари. Он все еще действует как Клерк Курса для Гран-При Монако и является все еще жителем Брюсселя.
Личная жизнь
Жаки Икс женат на певце Хэддже Нине. Пара была гостями на свадьбе принца Альберта Монако и Charelene Wittstock в июле 2011.
Отец Жак Икс и младший брат Икса Паскаль Икс были гонщиками. Его дочь, Вэнина Икс (от его первого брака с Кэтрин Икс) следовала в шагах своего отца, чтобы стать гонщиком также.
Карьера
В 1966 Икс объединился с Хьюбертом Хэном в BMW 2000TI, чтобы выиграть Спа гонка на выносливость 24 Часов в его родной Бельгии. В 1968 Икс выиграл Фирменный Люк, шестичасовая гонка на выносливость была партнером Брайана Редмана в Джоне Вайере, введенном Ford GT40 Mk1. Икс продолжил бы выигрывать Фирменные гонки еще в трех случаях, в 1972 для Феррари рядом с Марио Андретти и 1977 и 1982 ведущих Порше с Йохеном Массом и Дереком Беллом соответственно.
Ferrari 512S: Икс вел автомобиль во время 24 часов Ле-Мана 1970 года.
В 1969 Жаки Икс мчался на 24 часах Ле-Мана впервые. Эта гонка также видела первое появление Porsche 917 в Ле-Мане, который был расценен безусловно как фаворит. Ford GT40, который Икс вел с Джеки Оливером, казалось, в то время был устаревшим автомобилем, у которого побеждает новый Porsche 917, но также и более старым Porsche 908 и новым поколением 3-литровых прототипов от Феррари, Matra и Альфа Ромео.
Икс в 1975 в спа
Поскольку Икс был настроен против традиционного начала Ле-Мана, которое он рассмотрел, чтобы быть опасным, он медленно шел через след к его машине вместо управления. Он захватил ремень безопасности тщательно и таким образом был последним, чтобы начать гонку, преследуя область. На круге один, трагическое событие доказало, что Икс был прав: у частного водителя Джона Вулфа, который не занял время, чтобы опоясать себя в, был несчастный случай со смертельным исходом в его новых и сильных 917.
Во время гонки автомобили Porsche 917 оказались ненадежными, и ни один не закончился. Прошлые четыре часа гонки превратились в поединок между Porsche 908 Ханса Herrmann/Gérard Larrousse и Ford GT-40 Ickx/Oliver. В прошлый час Икс и Херрманн все время опережали друг друга, Порше, находящийся быстрее на дорожках вследствие наличия меньшего аэродинамического сопротивления, будучи встреченным снова при торможении, поскольку тормозные колодки носили, и команда сочла, что было недостаточно времени, оставленного изменить их. Икс выиграл гонки самым маленьким из конкурентоспособных краев когда-либо, меньше чем с 120 ярдами (110 м) между этими двумя автомобилями, несмотря на то, что потерял большее расстояние преднамеренно в начале. Он также выиграл свое дело для безопасности: с 1970 все водители могли начать гонку, сидящую в их автомобилях с поясами, затянутыми должным образом.
В более поздних годах Икс выиграл рекордные шесть времена в 24-й гонке в Ле-Мане, став известным как, «господин Ле укомплектовывает». Три из побед были с Дереком Беллом: это стало бы одним из большинства легендарных партнерств. В 2005 Том Кристенсен превзошел отчет Икса и когда Кристенсен объявил, что у его предложенной пенсии в конце сезона 2014 года было девять побед. С 1976 на, он был фабричным водителем для Порше и их новых гоночных автомобилей с турбинным двигателем, 935 и особенно 936 спортивных автомобилей, которые он вел к победам в Ле-Мане три раза. Эти двигатели, а также неудачная попытка в 1978, часто в дожде и ночью, были некоторыми самыми прекрасными когда-либо. Жаки Икс полагает, что гонка 24 часов Ле-Мана 1977 года его любимая победа всего времени. Удаляясь раньше в другом Porsche 936, который он разделил с Анри Пескароло, команда передала его автомобилю Юргена Барта и Херли Хейвуда, который был в 42-м месте. Икс восполнил потерянные колени, чтобы привести гонку к началу утра, но перенес механическую неисправность, которая вынудила автомобиль делать ямки. Механика решила вопрос, выключив один цилиндр, и Икс продолжал выигрывать гонки. Победа в 1982 шла с новой и превосходящей моделью Porsche 956, тем не менее, которая несла его к двум титулам чемпиона мира усталостных гонок, в 1982 и 1983.
В 1983 Икс был руководителем группы в Порше, но новый товарищ по команде был быстрее, чем он был: установленные новые рекорды коленей молодого немецкого Штефана Беллофа в Nürburgring в последней когда-либо гонке на спортивных автомобилях держались оригинальная конфигурация любимого следа Икса. Поскольку это оказалось, Икс и Беллоф окажутся замешанными в спорные события позже.
В 1984 Икс действовал как директор гонки Формулы Один в Монако, и красным сигнализируемый гонка из-за дождя, так же, как лидер Ален Прост в приведенном в действие Порше Макларене был пойман молодым Айртоном Сенной. Кроме того, Штефан Беллоф начал с задней части сетки, поскольку его недостаточно мощный Tyrrell-Cosworth не мог обеспечить дополнительное повышение квалификации как турбины всех других. Все же, во влажной гонке, он сумел встретить многих других и был на темпе для ловли и Сенна и Прост, когда Икс решил остановить гонку. Это означало, что победа пошла к Просту, но вследствие преодоленной короткой дистанции в целом, только половина пунктов для победы была награждена (4.5), меньше, чем для второго места в полной гонке (6). Прост впоследствии проиграл чемпионат 1984 года Ники Лауде наполовину пункт.
В 1985 Икс был связан с Беллофом снова, но с трагическими последствиями. Беллоф мчался капер Порше, ожидая, чтобы присоединиться к команде Ferrari F1 в 1986, которая обещала ему место после его выступления в Монако, подобном тому, что они сделали для Лауды после того, как он превзошел Икса там в 1973. В Спа, домашнем следе Икса, молодой немец в частном Porsche 956 Уолтера Бруна попытался встретить опытного бельгийца на фабрике Порше 962 для 1-го места, поддержавшись Иксом для 3 кругов. В углу Помады Eau Беллоф делал попытку прохода с катастрофическими последствиями, поскольку Икс закрыл дверь, автомобили столкнулись и потерпели крушение, Беллоф, трагически умирающий час спустя, в то время как Икс был потрясен, но цел. Он удалился с профессиональной схемы, мчащейся в конце сезона.