Ротонда, Салоники
Ротонда — строгая структура, построенная полностью из кирпича с круглыми стенами. Чтобы преобразовать его в церковь, христиане Салоников переделали юго-восточную нишу в арку, добавили прибежище, переместили главный вход с юго-запада северо-западную сторону, добавили narthex и построили другую передвижную вокруг внешней стороны, которая не выжила. Тонкий, автономный турецкий минарет — единственное, что сохранилось в Салониках.
Интерьер был покрыт блестящими византийскими мозаиками, из которых выжило только несколько фрагментов. Большая часть ущерба была нанесена землетрясениями. Мозаики выполнены в Эллинистическом стиле и являются одними из самых прекрасных примеров мозаичной работы, сохранившихся с этого периода. Качество работы и сложность работы подсказывают некоторым ученым, что рабочие были из Константинополя, вероятно нанятые императором.
От фрагментов и других источников стало возможно восстановить большую часть оригинальной мозаики, полная тема которой, кажется, изображает Второе пришествие Христа.
Мозаика купола теперь утрачена полностью. Она изображала Христа, одетого в имперские фиолетовее одежды и усаженного или стоящего на щите. Он держал крест в левой руке и поднял правую руку вверх. Это — известный пример влияния имперских элементов в Раннем христианском искусстве — римская армия часто чествовала императора, поднимая его на щите.
Эта центральная сцена была окружена 24 звездами и границей с орнаментом, которая практически не повреждена, и поддерживается четырьмя ангелами, головы и крылья которых также выжил. Между ангелами был расположен Финикс и крест. Ниже на куполе был ряд из 24 — 36 фигур, возможно апостолов и ангелов, от которых остались только несколько ног.
На куполе сохранились фрагменты восьми сцен, полные символического художественного оформления (кресты, лампы, книги, голуби, павлины, и т.д.) и сосредотачивающиеся на двух или трех святых. Каждый святой одет в немного отличающиеся одеяния и имеет индивидуальные особенности и живое выражение.
Они — все восточные святые, и многие мучились под Diocletian (r.284-305).
Выбор и группировка этих святых интригуют. Нет никакого другого известного примера в византийском искусстве с этой группой святых или даже ее композиционной. Некоторые их имена (например, Basiliskos и Therinos) не известны больше нигде. Нет никакого отчета в византийских письмах о солдате по имени Лео, который был измучен в июне.
Золотые мозаики с медальонами птиц и фруктов (восстановленные в 1885 году) украшают юго-восточную часть хранилища и апсиды.
Источник: grekomania.ru