Впервые за два десятилетия российский внедорожник радикально переделали. Хотя бы снаружи. Но на этом, увы, остановились.
«Нива» обречена. По-сталински суровый приговор культовой машине в том виде, в котором мы ее знаем, подписал лично Лука де Мео – новый суровый босс группы Renault. Напомню, по плану так называемой «Ренолюции» Lada должна будет тесно скооперироваться с румынской Dacia, чтобы совместно покумекать над выводком бюджетных моделей на единой платформе CMF-B.
Автовазовцы, впрочем, не унывают и в кулуарных беседах высказывают уверенность, что отечественный инжиниринг не умрет под зарубежным прессингом. Не зря же, мол, волжское предприятие недавно инвестировало солидные средства в модернизацию научно-технического центра и испытательных лабораторий. Тесты в переменчивых климатических условиях, разработка силовых агрегатов, адаптация «железа» под иностранную модульную архитектуру – конструкторских хлопот хватит.
И чем черт не шутит, вдруг после выхода семейства совершенно новой «Нивы», обещанной авторитарным де Мео в 2024 году, получится сохранить на конвейере оба нынешних вездехода. По примеру классических «Жигулей» тихо доживать свой век, пока в стране будет устойчивый спрос на дешевые и неприхотливые внедорожники. Вот только даже при таком раскладе геройски рвать тельняшку в попытках переделать начинку бывшей «Шнивы» – сизифов труд.
В Тольятти не слепыши сидят, ребята прекрасно осознают обширный спектр нареканий к «Ниве» второго поколения. Да, мотор дохлый (мягко говоря), в линейке нет дизеля, отсутствует автоматическая коробка передач, не хватает легальных офроудных опций, чтобы не провоцировать гаишников «колхозным» и не очень тюнингом. Как мне рассказали заводчане, по каждому пункту еще во времена совместного предприятия GM-АвтоВАЗ шли обсуждения вполне конкретных рецептов по глубокой модернизации внедорожника. И проекты вроде FAM-1 и нашумевшего концепта Chevrolet Niva II это косвенно подтверждают.
Поэтому проблема вовсе не в лени ученых умов, отсутствии идей или денег, а в том, что постепенно внедрять серьезные улучшения не выйдет. Допустим, адаптируют под продольную установку под капотом бодрый вазовский 16-клапанник, как давно поступают поклонники дрифта с заднеприводными «Жигулями». Так на «Ниве» тот же фокус по уму сразу потребует усиления трансмиссии, а следом – подвески и тормозов. Вот и получается – либо сразу все, оптом, либо никогда и ничего. Чем этот ультиматум обернулся на фоне смены вектора политики руководства группы Renault, вы видите на фотографиях.
Клонировали или нет?
Дизайн – то разумное малое, что Lada могла позволить себе изменить в текущих условиях. Хотя… Отчего же малое? Первый действительно серьезный рестайлинг «Нивы» (апдейт 2009 года «от Бертоне» был совсем уж точечным) потребовал закупки свежих штампов, переделки усилителей бамперов, рамки радиатора и прочего кузовного железа.
Иными словами, работу Lada провела изрядную, банальными декоративными накладками на старые панели дело не ограничилось, но результат… Критиков смутило даже не то, что по характерным дверным проемам по-прежнему легко узнать модель 20-летней давности. Волну хейтерства на просторах интернета вызвала удивительная похожесть Niva Travel с лица на Toyota RAV4, а в профиль – на «Джипы» (за счет «квадратных» колесных арок). Диванные аналитики поспешили вывести теорию заговора: якобы обиженный Стив Маттин таким образом передал последний привет бывшим работодателям.
Вазовцы парируют – не со зла так получилось. Дизайнеры и не думали пародировать японский кроссовер, да и не успели бы срисовать. Дескать, оформление «Лады» утвердили еще во времена GM-АвтоВАЗ – задолго до того, как нынешний RAV4 представили официально. А потом корректировать портрет было уже слишком поздно. Что касается выреза колесных арок, так это вообще распространенное решение для полноприводников.
Некое сходство и правда есть, спорить с этим глупо. Но не случайно я упомянул волну именно интернетной ругани. Ведь пока мало кто сталкивался с Lada Niva Travel живьем, а в «дикой природе» не слишком фотогеничный внедорожник выглядит более гармоничным. Пройдет время – привыкнут люди, хотя разговоры о плагиате наверняка будут ходить еще долго.
Их снова двое
Важнее другое: держа в уме эстетику (удачную или нет – решать в итоге вам, покупателям), разработчики не забыли о назначении машины. Массивные бамперы пусть на уровне погрешности, но все же улучшили геометрическую проходимость, слегка увеличив углы въезда – съезда. К тому же фактуру пластика защитного пояса подобрали так, чтобы полимер больше не боялся касаний грунта и почесываний ветками. Попробовал поковырять ключом – материал правда прочный: следы остаются, однако едва заметные. И, похоже, выемки вокруг передних буксирных проушин (теперь их по паре спереди и сзади) стали чуть крупнее – будет проще крепить трос шаклом.
Внушительные ходы подвесок – спасение от диагонального вывешивания, ведь электронных имитаций межколесных блокировок (равно как системы стабилизации) «Нива» до сих пор лишена.
Отдельное слово – об оптике. К полностью светодиодным задним фонарям вопросов почти нет: LED-элементы – это современно, ярко, надежно. Другое дело, разбить такую красоту о елку будет, вероятно, совсем небюджетно, пусть производство изделий и налажено на предприятии «Освар».
А вот фары, наоборот, сделали простыми до примитивности: за ближний, дальний, ходовые огни отвечают отдельные секции, но все они рефлекторного типа – ни одной линзы, как раньше, больше нет. Лампы – самые обычные, галогеновые. Нам, увы, по темноте поездить толком не удалось, тольяттинцы же уверяют: освещенность хуже точно не стала.
Lada Niva Travel сохранила две кузовные вариации – обычную пятидверку дополняет версия Off-road.
Раньше в пакет Off-road входило сцепное устройство. После рестайлинга фаркоп по-тихому исключили из списка оснащения, поскольку поставщик не прошел внутренний контроль качества АвтоВАЗа. Вернут ли опцию в будущем – вопрос открытый.
Маловато на фоне того же «экспедиционного» УАЗа, однако есть вероятность со временем увидеть в каталоге заводских аксессуаров больше серьезного внедорожного оборудования вроде лебедки или по-настоящему «злых» колес. Как нам стало известно, работа в этом направлении идет.
А пока АвтоВАЗ обещает по-прежнему обувать Lada Niva Travel Off-road в универсальную резину Cordiant All-Terrain, но на все тестовые машины по сезону установили престижную шиповку Michelin X-Ice North 4 размерности 215/65 R16. К слову, весьма удачный выбор для вездехода, которому приходится колесить не столько по дремучему лесу, сколько по разноплановым дорогам – от городских улиц до зимников. Покрышки цепкие – уверенно держат на снегу и льду, тихие и отнюдь не беспомощные на целине.
Неторопливое наследие
Вообще окрестности Самары и Тольятти – грамотный естественный полигон для проверки ходовой части. Здесь хватает и типично русских полей, и разбитых в хлам провинциальных трасс с язвами выбоин в полколеса. Нашелся даже приятный серпантин в Жигулевских горах. Без шуток – с оговоркой на грубоватую внедорожную породу Niva Travel маневрирует адекватно, правильно повинуясь как рулю, так и газу (если не промазать с выбором передачи). Множим покладистое поведение на отменную энергоемкость ходовой, постоянный полный привод и получаем ту комбинацию, что желательно не трогать из опаски испортить ненароком.
Тем не менее, вазовцы утверждают, будто рестайлинговая передняя часть кузова стала легче. Отчего, дескать, развесовка изменилась в лучшую сторону, равно как и стабильность машины в движении. Допустим. И все равно приставка Travel к названию модернизированной «Нивы» выглядит неудачной шуткой. О каких путешествиях речь, если даже на типичной магистрали «Ладе» не хватает силенок? Техника-то дедовская. С ужасом вспоминаю путешествие из Питера по платной трассе М-11 – знаки разрешают мчать 130 км/ч, а ты вынужденно «овощишь» в районе 100-110, позорно сторонясь обгоняющих фур.
Lada Niva Travel окрашивают в восемь цветов, включая ярко-красный «Феерия». Камуфляж из палитры убрали, но взамен предложили серо-сине-зеленый колер «Амазония». Доплата за металлик, то есть любой оттенок, кроме белого. Несколько месяцев назад было на треть дешевле…
В теории внедорожник способен выжать 140 км/ч, однако делать этого не хочется по причине дичайшего расхода 95-го бензина и уничтожающего гула со стороны моторного отсека и днища. К тому же для разгона придется искать затяжной спуск, иначе 1,7-литровая атмосферная «четверка» ВАЗ-2123 отдачей 80 л.с. набирает обороты целую вечность. И да, режим «газ в пол» для древнего восьмиклапанника – норма жизни. Добро пожаловать в параллельную реальность, где никто не спешит: даже по паспорту на взятие первой сотни производитель отводит 19 секунд.
По наследству перешла и трансмиссионная боль. Если дорестайлинговая «Нива», помнится, докучала тугой пятиступенчатой механикой, то обновленный автомобиль раздражал «дубовой» раздаткой. Чтобы врубить или выключить понижайку (а при столь немощном моторе на рельефе это приходится делать регулярно), нужно по старинке дергать машину взад-вперед, одновременно подталкивая непослушный рычаг. Вдобавок лампа индикации межосевой блокировки срабатывала через раз. И, конечно, завывания шестерен сопровождают нивовода с тех пор, как конструкция появилась на свет.
Вид из окна
Ну да ладно, премудрости управления «Шеви Нивой» описаны миллион раз и с рестайлингом, как мы уже выяснили, не потеряли актуальность. Но если консервация во времени агрегатных «потрохов» оправдана сложившимся вокруг АвтоВАЗа бизнес-климатом, то равнодушное отношение к интерьеру – вопрос спорный.
С одной стороны, в Niva Travel есть все необходимое для сносной жизни: кондиционер, подстаканники, мощная «печка», электроприводы стекол и зеркал, подогрев кресел и ветрового стекла. С другой – обновление внедорожника, разумеется, привело к переписыванию ценников в плюс. И было бы неплохо показать человеку, за что он платит, помимо внешних декораций.
Возможно, угловатый капот за стеклом (со слов разработчиков, кромка приподнялась на пару сантиметров) на манер «Гелика» или Jimny добавляет престижа. Но как по мне, так логичнее продемонстрировать потребителям хотя бы видимость заботы о комфорте. И не свежим слоганом «выросла дикой, приучена к городу», а реальными делами. Мечты-мечты…
Внутри по-прежнему тесно, рослому водителю едва хватает диапазона регулировок, а мультимедийный экран в нелепом наросте передней панели не гаснет при выключении зажигания. Забыл убрать питание принудительно – ищи «донора» для оживления аккумулятора. Хорошо хоть омыватель камеры заднего вида добавили – полезная штука, особенно в слякотных условиях. Правда, бачок так и остался в задней распашной двери: без воронки незамерзайку аккуратно не зальешь.
Вывод
Вот и получается, что такое важное событие – первый за долгие годы рестайлинг – по факту мало повлияет на судьбу «Нивы». Старых фанатов лицо а-ля Toyota RAV4 не отпугнет – не за то они «Ладу» выбирают. Новую аудиторию тоже ждать бессмысленно, ведь принципиально Niva Travel не изменилась. Выходит, внедорожник собирается существовать по принципу «делай что должен, и будь что будет». А другого выхода, пожалуй, и нет.